Центральная Америка
В то время как в Европе правила бал Римская империя, по всей Центральной Америке распространила свое влияние цивилизация майя. Это была очень развитая культура, знавшая письменность и счет, науку и искусство. Майя занимались астрономией, возводили прекрасные в архитектурном отношении дворцы, храмы и другие сооружения, остатки которых сохранились до наших дней. К сожалению, мы не имеем ясного представления о банных церемониях, ритуалах и правилах майя, однако нет никаких сомнений, что паровая баня на территории современной Мексики была самым обыденным и распространенным явлением. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, а также исследования обычаев потомков майя, которые, подобно древним римлянам, везде и всюду возводили свои сооружения. При раскопках столицы ацтекского государства были обнаружены банные комплексы с печами, способными держать температуру — ни много ни мало — до 3 тысяч градусов! Древние инки сооружали куполообразные паровые бани из глины и вулканического стекла, которые прекрасно держали жар. К тому времени, как Колумб открыл Америку, цивилизация майя утратила свое влияние и давно пришла в упадок, однако паровая баня в той или иной форме оставалась распространенной повсеместно, хотя и в более примитивной форме. И опять прослеживается аналогия! Сильное государство — развитая сеть банных сооружений, а если в обществе упадок — то и баня в упадке.
Индейские кочевые племена устраивали баню с помощью шалаша. Парильни были достаточно велики, чтобы вместить большое количество людей. Интересно, что женщины внутрь сооружений не допускались, парились только мужчины. Обогревалось помещение с помощью костра, разведенного прямо посередине, причем огонь горел в течение всей банной процедуры. Индейцы сидели вокруг, разговаривали и потели. Когда едкий дым становился невыносим, они ложились на пол и, обвязав рот и нос пучками травы, глубоко дышали. Хотя такой способ парения довольно неудобен, кочевые индейцы так и не перешли к использованию нагретых камней. Вероятно, дым от костра вызывал появление галлюцинаций, способствуя общению с духами или душами умерших предков. Если это не так, то процесс потения в угарной парной лишен всякого смысла и должен был претерпеть изменения, однако полудикие племена пользуются им до сих пор, не желая приспосабливать свои бани к веянию времени. Баня на ацтекском наречии называется те-мескаль. Когда испанские завоеватели достигли берегов Америки, они были удивлены любовью майя и ацтеков к банной процедуре, поскольку в Европе тогда свирепствовала инквизиция, запрещавшая всякие телесные радости, в том числе и баню. Один из первых исследователей Мексики, монах брат Дюран, принадлежащий к сонму испанских миссионеров, описывал свои впечатления следующим образом: «Темескаль — небольшое здание, обогреваемое изнутри. В него может войти до десяти человек. В нем невозможно стоять во весь рост. Дверь же мала настолько, что лишь один человек может пройти в нее, согнувшись пополам. В дальнем углу находится печь. Она разогревается так, что жар трудно вынести. Эти бани сухие и горячие, и купальщики просто потеют от горячего воздуха. После потения в темескале индейцы моются холодной водой, так что весь жар от печи выходит из них. Для наблюдателя они кажутся ужасными людьми: стоят голые и обливают себя холодной водой из кувшина от десяти до двадцати раз без малейшего вреда. Хотя это выглядит как ужасная дикость, я не согласен с таким мнением. Когда тело привыкает к этой процедуре, она перестает быть невыносимой. Хотя, разумеется, если бы испанец попытался сделать что-нибудь подобное, он непременно бы потерял рассудок или его бы разбил паралич».
Сооружали темескаль из грубо отесанных камней, фундамент находился ниже уровня земли. Диаметр сооружения 2,5 метра, максимальная высота — рост человека. Вход очень маленький, углубленный в землю. Напротив входа — печь, сложенная из кирпичей или простых камней. Задняя стенка очага укреплялась большими камнями и обломками, соединенными известняковым раствором. Пар в темескале образовывался путем плескания воды на перекладину печного отверстия или прямо на крышу печи. Помимо внутреннего, парного помещения, темескаль имел внешнюю комнату, в которой находились каменные скамьи для раздевания и отдыха.
Здания общественных паровых бань размещались вне центральных городских площадей, однако поблизости от дворцов, иногда на одной с ними платформе или террасе, что говорит о важном значении банной процедуры. В темескале очередной купальщик парился и мылся на циновке, растянутой прямо на полу. Слуга, сопровождавший купальщика, нагонял пар связками травы и похлестывал хозяина распаренными в воде зелеными ветками.
В некоторых мексиканских деревнях темеска-ли до сих пор сохранились в первозданном виде. Они используются не только для мытья, но и в качестве медицинского средства, для лечения, например, лихорадки, оспы, ревматизма или кожных заболеваний. Многие женщины посещают паровую баню до и после родов, поскольку при активном потении открываются и хорошо очищаются поры, расслабляются мышцы, исчезают суставные боли.
Принятие паровой бани в исчезнувшей цивилизации майя имело важное ритуальное значение, поскольку строились темескали из камней, из того же материала, что дворцы и храмы, тогда как прочие повседневные сооружения — из дерева и глины. Посвящались вновь построенные темескали богине Темаскальтиетль, покровительствующей лечебному воздействию бани на организм, а над входным отверстием помещались изображения богини земли и родов Тетео Иннам. Сегодня не каждая семья в Мексике может позволить себе собственную паровую баню: бывает, одно сооружение обслуживает несколько соседей. Однако темескали регулярно функционируют для развлечения туристов, желающих через потение в экзотической парной приобщиться к исчезнувшей когда-то великой цивилизации.