По словам В.И. Даля, слово «баня» происходит от древнего глагола «банить» — мыть, чистить водой, а «баниться» означает «мыться». Русская баня еще в древности пользовалась большим уважением. Древние славяне почитали огонь и воду, а в бане происходило соединение этих двух стихий.

Баня строилась всегда из дерева и имела два помещения. Одно называлось передбанник (предбанник), сени, сторожка, предмыленная и т. д. Здесь стояли лавки, а в древности — стол, накрытый красным сукном. На него клали мовное пла­тье: простыни, опахала, головной колпак и другое. После крещения Руси в предбаннике всегда висели крест и икона. В другом помещении находилась печка-каменка четырехугольной формы. Над сводом устья печи было отверстие, куда клали речные камни. Во время топки они удерживали тепло. В бане были чаны или кадки с горячей и холодной водой, шайки (деревянные тазы), мочала и веники. В специальных туесах держали квас. Начиная париться, обливались квасом. Мылись, сидя на лавках. Рядом с печкой устраивался порок со ступенями и изголовьями. Над ним делали маленькое окошко: его открывали при сильной жаре или угаре.

Деревенские бани (и бедные городские) топились по-черному, без трубы. Дым шел прямо в баню, в это время двери и окна были открыты. Когда дрова превращались в угли, окна, двери и устье печи закрывали. Каменку обливали водой, и баня наполнялась паром. В бедных банях пол делали из бревен.

В городах бани чаще топили по-белому (дым выходил через трубу). Пол в них выстилали досками.

Веники заготавливали поздней весной. Ветки для веника выбирали березовые (иногда к ним добавляли липовые, дубовые, кленовые). Собранные ветки перевязывали лыком и просушивали. Но больше всего ценились свежие веники. Иногда на веник наводились наговоры (произносились магические слова), например, чтобы парень полюбил девушку. Баня играла большую роль в народных обрядах. В ней лечились от всех болезней. В бане русские женщины производили на свет детей. О банях сочиняли много сказок и легенд.

Первая русская каменная баня была построена в 1090 г. в Переяславле при церкви Св. Андрея Первозванного.

Банные обычаи и ритуалы соблюдались в русских деревнях до начала XX в.

Банник (байник, анчутка) был хозяином бани. Его представляли себе в виде старичка с бородой или черного босого мужика с огненными глазами. Банник чаще злой, чем добрый. Он может запарить человека до смерти, пугает людей стуком, бросает в них мусор и даже камни, воет и храпит. Вредит банник только тем, кто нарушает запреты: спит в бане после мытья, приходит париться ночью или один. Чтобы задобрить банника, ему приносили хлеб с солью, попарившись, оставляли баннику немного воды, мыло и веник и благодарили его: «Спасибо те, байнушко, на парной байнечке», закапывали у порога бани задушенную черную курицу. У банника есть шапка-невидимка. Если рано утром на Пасху войти в баню, увидишь спящего банника. Сдернешь с его головы шапку и успеешь добежать с ней до церкви — станешь колдуном. Не успеешь — банник догонит и убьет.

У банника есть также неразменный рубль, который всегда возвращается к хозяину. Его можно заполучить, если в полночь бросить в баню спеленатую черную кошку и сказать: «На тебе ребенка, дай мне беспереводимый целковый».

В мифах русского Севера встречается женский дух бани — банница (обдериха), властная хозяйка с распущенными волосами и большими зубами. Чтобы она не причинила зла, надо сначала попросить у нее разрешения помыться, а после бани обязательно поблагодарить.

Источник: Газета "Банное Дело"