Но пора наконец разобраться, что же собой представляет исконно русская баня как в части внутреннего убранства, так и порядка процедур. Как мы уже упомянули, русская баня издревле была деревянной. Да и сейчас, когда известно множество строительных материалов, никто не представляет себе настоящую баню, сделанную из чего-либо, кроме дерева. Спрашивается, почему. А потому, что только дерево обладает способностью, во-первых, копить и затем отдавать тепло, не разогреваясь чрезмерно, а во-вторых, впитывать излишнюю влагу, не выделяя вредных для здоровья веществ. Ну и в-третьих, издревле самым доступным материалом для всякого рода построек была именно древесина, так как Россия во все времена славилась лесами. Выйдешь за околицу деревни — и вот он, бор. К тому же, что легче всего поддается обработке топором, пилой или иным плотницким инструментом? Все оно же, дерево.
Строились бани не просто «как бог на душу положит», а с особым расчетом, В этом деле имелись свои тонкости и хитрости. Сладить хорошую баньку могли только мастера. Но они никогда не записывали и не рассказывали о тонкостях своей профессии, а держали в голове. Только когда наставал черед передавать мастерство — посвящали в это дело сына или внука. Если же никто из родственников не имел способностей и желания заниматься банным строительством, тогда брали человека «со стороны», но при этом долгое время проверяли, годится ли он.
Сначала выбирали деревья для стен. Предпочтение отдавалось березе, липе, выросшим не в болотистой местности и не в темном месте, где не хватает солнечных лучей, — считалось, что в этом случае банька получится сырая, нежаркая, ее трудно будет протопить и еще труднее изгнать влажный, плесневый дух. Так что в дело шли деревья нестарые, средней зрелости с ровными стволами, которые росли на открытой местности — опушках и полянах.
Срубив подходящие стволы, хорошенько обтесав их, удалив ветки и неровности, их некоторое время выдерживали на освещенном месте, прогреваемом солнцем. Такую подготовку, как правило, проводили поздней весной — летом, захватив часть ранней осени. И только когда, по мнению мастера, бревна «дозрели», т.е. приобрели нужную легкость, звонкость и упругость, приступали к строительству баньки.
Место для нее старались выбрать возле водоемов: речки, ручья, пруда, озера. Тому было две причины. Первая заключалась в том, что поскольку у русского народа принято после парной предаваться водным процедурам — остужать распаренное тело холодной водой, — то лучшего «бассейна», чем природный, трудно придумать. Вторая же — в том, что баня считалась весьма опасным в пожарном отношении строением. Действительно, чтобы создать в бане сильный жар, печь приходилось топить очень долго. А так как вся утварь в бане, пол, потолок, стены были деревянными, то достаточно небольшой оплошности, чтобы вспыхнул пожар.
Следовало и после мытья умело потушить очаг. Стоило оставить в печке один непотушенный уголек — и огонь мог моментально найти себе пишу среди большого выборадеревянных изделий: полков, лавок, шаек и т.д. По этой же причине бани строили подальше от жилых домов, на отшибе. Там же, где не было возможности построить баню возле реки или озера, выкапывали рядом колодец либо ставили большие деревянные бочки с водой.
Строили в древности бани на совесть, делали в бревнах специальные выемки, так, чтобы они складывались как большой деревянный «конструктор». Пазы прокладывали просмоленным мхом или паклей, чтобы внутрь не проникал ни один, даже самый маленький сквознячок и чтобы она хорошо держала тепло. По своему виду русские бани всегда делились на бани по-белому и по-черному. Самое главное и существенное различие между ними — это то, что в бане по-белому дым от поленьев выходил наружу через дымоходную трубу, а в бане по-черному такой трубы не существовало, и весь дым шел непосредственно в парилку.
Баня по-черному обычно имела небольшие размеры, такие, чтобы в ней могли париться один-два человека. Как правило, ее стены наполовину, а то и почти целиком заглубляли в землю. Для чего это делалось? И малые размеры, и дополнительное утепление стен землей диктовались преимущественно экономичностью. Ведь ясно, что гораздо дольше приходится топить, если стены бани отдают какую-то часть тепла окружающей их воздушной массе. А если печь дольше топится, это, естественно, означает, что дров потребуется намного больше. Так же обстоит дело и с дымоходом. В бане по-черному лишний жар, который образуется от сгорания дров, не улетучивается наружу через трубу, а идет непосредственно в парилку. Правда, из-за этого стены в парилке всегда законченные, но это не считается ее недостатком.
Рассмотрим порядок приготовления бани. Сначала топят печь. Для «черной» бани выбор дров важен даже больше, чем для «белой», — ведь, если попадется какое-нибудь сырое или смолистое полено, парящиеся могут запросто угореть. А так как дров на «черную» баню требуется меньше, чем на «белую», всегда есть возможность выбрать сухие, жаркие березовые поленья, которые не дают ни копоти, ни угара. Когда банька хорошенько протопилась и камни в печи раскалились докрасна, в ней открывают настежь двери и полотенцем "или старым веником выгоняют дым и гарь. Затем из шайки горячей водой окатывают стены. После этого закрывают дверь и плещут воду на каменку. Это называется опариванием бани. Конечно, даже после этой процедуры воздух в «черной» бане не такой легкий и чистый, как в «белой», зато в нем чувствуется та легкая примесь запаха костра, сгоревших поленьев, которая и придает бане по-черному ее «духовитость». Правильно подготовленная баня «по-черному» может навсегда отбить охоту к другим, «чистым», баням у того, кто в ней хоть раз попарился. «Ласковый жар», «духмяный аромат», «счастливая первозданность», — так отзываются об этой бане знатоки.
Баня «по-белому» имеет множество вариантов. В современных строящихся русских банях уже учитываются и полезные качества финской сауны, и даже некоторые особенности восточных бань. Но остановимся на том варианте, который выдержал проверку временем. Просторная русская баня по-белому состоит из двух помещений: предбанника и собственно парной. Освещали се подвесными фонарями на масляной основе — наподобие лампадок, но гораздо больших размеров. В предбаннике и в парилке поддерживалась идеальная чистота. Так как вся мебель была деревянная, ее перед каждым посещением обязательно скребли, чтобы вместе с верхним слоем удалить грязь и микробы. Этой процедуре подвергали полки и даже пол. Затем все деревянные покрытия промывали суконкой с дресвой.
Делали всю необходимую мебель преимущественно из липы, а почему — в этом особый секрет. Когда баню жарко натапливали, липовые полки, лавки начинали издавать запах меда — такое уж свойство у светлой и легкой липовой древесины. Пол в предбаннике покрывали войлоком, на него клали охапки засушенных лечебных и ароматных трав и ровно распределяли по всей поверхности. Траву покрывали чистыми простынями. Чистую материю также клали на кошмы, на которых было принято «отдыхать» после парной. На других же лавках лежали веники, луженые медные тазы и деревянные шайки. В тазах держали щелок — взбитое жидкое мыло.
На столе в предбаннике обязательно стояли квас, мед в берестяных туесах. В парильном отделении также была липовая скамья, на которой помешали суконки, вехотки, мочалки, самодельное мыло. Был тут и квас, но специально сваренный — с мятой, и предназначался он не для питья, а для распаривания березовых веников, а также для обливания тела после парной либо для того, чтобы плескать его на каменку. На скамье в парной могли находиться пучки распаренных в кипятке трав: мяты, чабреца и т.д., которые и создавали аромат в парной и годились для мягкого массажа тела — на любителя.
Но прежде чем перейти к описанию исконно русского порядка банного парения, вспомним и еще один вид бани, которую можно называть «домашней», «печной». Распространена она была в бедных семьях, не имеющих отдельной постройки, а также у жителей степных безлесных районов России. Вместо банного простора с предбанником, лавками, полками и каменкой, использовалась обыкновенная русская... печь. Да-да! Стоящая обязательно в каждой избе, служащая для приготовления пиши, а в холодное время года — для отопления жилища, она специально строилась большой и вместительной. «Ну, однако же, не настолько!» — воскликнет, вероятно, недоверчивый читатель. В том-то все и дело, что внутреннего пространства русской печи хватало на то, чтобы в ней мог поместиться один, а то и два человека.